Чтобы изучить виды освещения в рисунке воспользуемся помощью фотоаппарата. Он протягивает нам руку помощи, показывая, как «реальный» свет падает на простейшую форму. Форма округляется, чтобы дать градацию от света через полутон к тени. Рисунок №1 - освещение спереди, соответствующее обработке плоского и контурного эскизного рисунка. Тень появляется только под подбородком, потому что свет был немного поднят, чтобы позволить фотокамере разместиться под ним. Камера и источник освещения, конечно же, не должны быть размещены в одном и том же месте. Если бы это было возможно, то не было бы никакой тени. Совершенно плоского или бесформенного освещения можно достигнуть установкой равного освещения во всех направлениях (№8).

Когда на объект направлен освещение из одного источника, затененная сторона, отражая свет, немного бликует. Участки, отражающие свет в тени, как бы то ни было никогда не смогут конкурировать с участками света; так сохраняется единство массы света, в отличие от массы тени. На рисунке в затененной области никогда не должно быть такого освещения, как в области света, так как отраженный свет никогда не бывает так силен, как его источник. Единственным исключением может быть использование зеркала. Это, однако, будет дублировать источник освещения скорее, чем отражение (преломление). Другой пример преломления света - ослепительный свет на воде.

Простое освещение, под которым подразумевается освещение с использованием одного источника света, и отраженный свет этого источника - наиболее идеальное освещение. Оно передает реальные контуры и объем формы. Реальное моделирование формы нельзя рассматривать иначе, так как изменить нормальный или истинный объем плоскости значит изменить и нарушить форму; объем «выключен» - форма неточная. Так как фотографу это может быть неинтересно, лучше всего будет сделать собственные фотографии или, по крайней мере, проконтролировать освещение модели на любой фотокопии. Фотограф ненавидит тени, а художник их любит.

Освещение в рисунке1. «Плоское освещение» (прямое направление). Хорошо для плакатов: декоративное, простое.
2. «Сценическое». Драматическое, странное, призрачное, страшное. Чтобы проверить эффект, создаваемый таким освещением, выключите свет, станьте возле зеркала и осветите свое лицо светом мобильного телефона
3. «Сбоку в 3/4». Хорошее освещение. Свет направлен спереди под углом 45°. В своем изображении используйте только свет, (без полутонов и тени).
Виды освещения в рисунке4. «Сверху сбоку в 3/4». Одно из лучших, дает максимум света, полутона, тени и отраженный свет
5. «Верхнее». Всегда красивое освещение. Дает великолепную освещенность теней.
6. «Сверху сзади» С отражателем очень хорошее освещение. Придает великолепную солидность форме.
Боковое и плоское освещение7. «Перекрестное». Обычно плохое. Никогда не получаются освещенными обе стороны. Уменьшает ощущение объема.
8. «Плоское с разных сторон». Доказывает, как избыточный свет можем ликвидировать объем предмета.
9. «Боковое». Плохое. Участки света и тени не должны быть разделены ровно по краю пополам.
Контурное освещение и силуэт10. «Силуэт». Контрастное изображение. Хорошо для плакатов, дизайна и создания эффекта плоского изображения.
11. «Контровое или контурное». Объект освещен прямо сзади и немного сверку. Очень эффектное.
12. «Небо». Освещенная макушка на фоне отраженного света. Очень хорошее.