Внимательно изучите пропорции головы девочки на рисунке, приведенном ниже. После этого нарисуйте форму головы в контурных линиях - тренируйтесь до тех пор, пока не убедитесь, что верно отобразили возраст ребенка и выражение его лица. Если на рисунке неверные пропорции, не стоит начинать его тоновую проработку. Тоновый рисунок может способствовать только пространственному выявлению уже обозначенных форм. Если же формы неверны, тоновая проработка рисунку не поможет. Кстати, иногда форма головы в контурах выглядит гораздо убедительней, чем полностью завершенный рисунок.
Пропорции головы маленьких девочек и мальчиков практически одинаковы. Глаза девочек, как правило, крупнее, а их челюсть и подбородок имеют более округлую форму. Понимание этой важной детали поможет вам проникнуть в саму суть построения женского лица, изначально отличающегося от угловатых форм мальчика, придающих образу более жесткий характер. Лоб девочек по сравнению со лбом мальчиков становится крупнее и выше на более ранней стадии развития. Исходя из этого, многие специалисты полагают, что девочки опережают мальчиков в умственном развитии. Я не могу утверждать именно это, но наверняка знаю, что крупный лоб определенно усиливает в портрете женское начало и придает образу девичьи черты. Отмечу также, что созданию портрета девочки в огромной степени способствует более аккуратная проработка массива волос.
Ритмические и геометрические линии на лице
Поиск ритмических и геометрических линий на лице модели представляет большой интерес для художника. В результате вы можете округлое лицо сгладить резкими, угловатыми контурами рисунка. Создание грубоватых линейных очертаний поможет избежать скованного «фотографического» подхода к изображению. Только в этом случае ваша работа станет авторским рисунком головы человека, а не его «обведенной» копией. Как в плавных линиях есть определенное очарование, так и угловатые формы способны вносить в рисунок ощущение весомости, основательности и цельности. Вы непременно добьетесь успешных результатов, пытаясь совместить или противопоставить эти две графические характеристики в одном рисунке, не прибегая к элементарному копированию контуров и форм выбранного объекта. Тем самым вы внесете в работу элемент собственного конструирования и не нарушите цельный образ изображаемого человека.
На верхнем правом рисунке представлено обычное деление формы лица на четыре части. На нижнем левом рисунке обратите внимание на треугольник, образованный на лице девочки при пересечении диагоналей. Немаловажно, что проведенные от внешних углов глаз через кончик носа диагональные линии также проходят через крайние точки рта, а диагонали, соединяющие внешние границы бровей и уголки рта, сходятся на оси симметрии лица в центральной точке основания подбородка.