Позы для рисования людей бесконечно разнообразны. Люди стоят в полный рост, на коленях или сидят на корточках, сидят или лежат на кресле, на диване, на полу, кроме того, есть тысячи способов сделать это. Удивительно, например, наблюдать, как много есть способов стоять.
Планируйте стоящую фигуру осторожно, помня, что, хотя стояние на месте - это статическая поза, можно предположить, что стоящая фигура способна двигаться. Только когда вы изображаете напряженный момент, требующий жесткости фигуры, вы изображаете сдержанные, скрытые движения. Чтобы снять ощущение статики, переместите вес тела фигуры на одну ногу, поверните туловище, вздерните и поверните голову и не допускайте, чтобы фигура опиралась на что-то или чем-то поддерживалась. Вот неплохое правило: никогда не изображайте лицо и глаза, смотрящие прямо перед собой; установите голову непосредственно на плечи, если пробуете изобразить определенный «взгляд прямо из-за плеча», бросающий вызов, демонстрирующий дерзость или противостояние одного человека другому.
Посмотрите, как голова или плечи повернуты или подняты, или и то и другое вместе. У стоящей фигуры все расслаблено, сбалансировано, вес распределен. Любой жест изображается, исходя из позы рук, неподвижно опущенных вниз по бокам. Застенчивая девушка никогда не знает, что делать с руками. Воображение художника тоже не знает, что делать с руками фигуры. Но девушка может положить руки на бедра, потеребить бусы, поправить волосы, достать дамскую сумочку, нанести помаду, прикурить сигарету. Руки на рисунке могут быть очень выразительными.
Если вы показываете ноги, пусть они будут интересными, даже в стоячей позе. Опустите одно колено, приподнимите пятку. Сделайте с ногами что-нибудь, не приклеивайте их к полу или друг к другу. Покрутите тело, опустите одно бедро, расположите локти на разных уровнях, сожмите руки или поднимите одну руку к лицу - сделайте все, чтобы ваш рисунок не был похож на деревянный манекен. Нарисуйте много маленьких забавных штучек, пока не найдете то, что интересно. Заставьте вашу фигуру делать что-нибудь, помимо простого стояния. Существует так много всевозможных естественных жестов, которые сопровождают беседу или рассказ, выражают мысль или эмоции, так что не нужно стремиться быть особенно оригинальным.
При иллюстрации книги, можно прочитать моделям значительную часть текста. Заставить их разыгрывать ситуацию, описанную в рукописи, как можно более естественно. Постарайтесь думать о том, как бы сами действовали в соответствии с условиями, предложенными автором истории. Существует, конечно, опасность переиграть или использовать жесты, которые несовместимы с персонажем физически или логически. Тогда это почти так же плохо, как статичность.
Экспериментируйте с освещением модели, чтобы выразить как можно лучше то, что вы придумали. Придавайте большое значение частям фигуры, направляя на них самый сильный и концентрированный свет. Иногда какие-то части фигуры можно изобразить затененными, что добавит своеобразия вашему рисунку. В другой раз силуэт может быть гораздо более убедительным, чем ярко освещенный предмет.
Вы можете выбирать из целого спектра выражений. Постарайтесь не обрастать штампами, которые будете постоянно повторять. Каждый рисунок должен быть оригинальным по замыслу и исполнению настолько, насколько это возможно.