Правильное положение корпуса и рук при рисованииВо время рисования работать на столе, положив лист бумаги горизонтально, как тетрадку для письма, ни в коем случае нельзя, так как изображение будет вытянуто и искажено. Вы не сможете рассмотреть его в целом, а тем более сопоставить с натурой. Нужно учиться рисовать, стоя или сидя на расстоянии вытянутой руки от мольберта. Правильное положение корпуса и рук при рисовании обеспечивает возможность постоянно сравнивать изображаемый предмет с моделью, проверять верность перспективного построения и особенностей светотеневого решения.

Мольберт по отношению к модели следует располагать на расстоянии, примерно равном ее трехкратному размеру. Выбранная точка наблюдения должна быть постоянной, то есть сидеть или стоять за мольбертом нужно так, чтобы не менять точку обзора натуры. Положение корпуса художника остается неизменным, а форма предмета отслеживается глазами.

Нужно отвыкнуть и от привычного держания карандаша в руке, как ручки для письма. Чтобы обеспечить себе свободу штриховки и проведения линий, отсекающих и охватывающих общую форму, карандаш недодержать на значительном расстоянии от заточенного кончика ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Такое положение карандаша позволяет хорошо видеть рисунок, так как при этом он не закрыт рукой. В то же время кисть руки подвижна и свободно чертит не только вертикальные и горизонтальные, но и круговые линии. Длинные линии проводят всей рукой, более короткие - кистью, а штриховку выполняют только движениями пальцев, в которых зажат карандаш. Не нужно опираться на лист тыльной стороной ладони, а тем более локтем - этим вы ограничиваете свободу кисти руки. Вдобавок велика вероятность того, что будет размазан рисунок или испачкана бумага.

Рисунок должен быть хорошо освещен, но так, чтобы тень от руки не падала на бумагу.
Очень важно в процессе работы постоянно отходить от рисунка, чтобы видеть ошибки.