Давайте поговорим о том, как выбрать карандаши для рисования. Для учебных рисунков применяются карандаши различной твердости? Маркируются они следующими условными обозначениями: В - 8В (мягкие), Н - 9Н (твердые). Чем больше цифра в обозначении, тем больше степень мягкости (твердости).
Мягкие карандаши оставляют на бумаге темный, насыщенный след. Штрих можно получить широкий, «жирный». След от твердого карандаша тонкий, светло-серый. Твердые карандаши чаще всего используются для рисования гипсовых фигур, а мягкие - для зарисовок. Обычный, академический рисунок, как правило, выполняется карандашами НВ, В или 2В.
Выбор карандашей для творческого рисунка зависит от замысла художника. Наиболее удобен для работы карандаш, заточенный острым перочинным ножом. В зависимости от задач карандаши затачивают остро, в виде иголки, тупо или плоско - лопаточкой, так как разные объекты рисования в каждом конкретном случае требуют разного способа проведения линий. Старайтесь срез дерева сделать плавным, длиной 2-3 см. Хуже подходят для затачивания точилки и бритвенные лезвия, особенно последние, - сделать ровный срез ими практически невозможно.
![]() |
Механические (цанговые) карандаши для работы над рисунком использовать нельзя ни в коем случае!
Начинайте точить карандаш с того конца, на котором нет условных обозначений. Ведь если их срезать, невозможно будет понять, какой карандаш вы держите в руках.
Конечно, можно сделать хороший рисунок и дешевым карандашом, но лучше использовать карандаши для рисования, предназначенные специально для художников и чертежников, например, Koh-i-Noor, Cretacolor, Faber-castell и т. п. Их графит мягче, в нем почти нет песка, царапающего бумагу, так что меньше риск испортить рисунок.
Немного затронем другие инструменты художника.
Уголь для рисования
Подготовительные и тональные рисунки чисто рисуют углем и угольным карандашом. Но приступать к работе углем следует, только освоив технику рисования обычным карандашом. Уголь дает богатый, насыщенный тон. Вначале работы нажим не должен быть сильным, чтобы линии не получались слишком темными. В дальнейшем рисунок можно затемнить, усилив нажим. Тонкие линии выполняют углем, заточенным ножом или наждачной бумагой. Резинку при работе с углем практически не используют - только для выбора бликов. В остальных случаях применяют губку или мягкую тряпку.
Рисунки, выполненные углем, сильно размазываются, поэтому по окончании работы их следует закрепить фиксативным лаком (можно использовать обычный лак для волос). Пленка фиксатива прозрачна и не нарушает цветов. Для закрепления рисунок нужно положить горизонтально и с расстояния 1-1,5 м обрызгать из пульверизатора, следя за тем, чтобы не появилось крупных капель и потеков.
Тушь для изобразительных работ
Тушь для изобразительных работ продается в готовом виде - жидкая или в форме бруска, который нужно растворять в воде. Она дает великолепный четкий, насыщенный штрих. Высохшая тушь не смывается водой. Ею можно работать как по готовому карандашному рисунку, так и без него. Для рисования тушью требуется большая точность, так как исправить неудачный рисунок не получится.
Резинка для стирания карандаша
Резинка для стирания неудачных карандашных штрихов должна быть мягкой и эластичной, не портящей поверхность бумаги. Наиболее удобны резинки с острым кончиком, который позволяет аккуратно стирать мелкие штрихи, не затрагивая остального рисунка. Такую резинку можно получить, разрезав обычную прямоугольную по диагонали.
Для ослабления затемненного тона рисунка можно использовать специальные резинки-клячки, которые представляют собой мягкую тестообразную массу. Их нужно плотно прижимать к нужному месту рисунка, а потом отнимать. Для этой же цели художники применяют размятый в пальцах хлебный мякиш, который катают по рисунку.