Создать динамику в рисунке на первый взгляд не так-то просто. Можно, конечно, взять блокнот и меняя положение фигурки на каждом новом листе создать простейшую анимацию, но наша задача состоит в другом. Мы хотим передать ощущение движения на одном единственном рисунке. Так как же передать движение в рисунке?

Каждое хорошее изображение фигуры в действии должно предполагать «размах». Возможно, я смогу лучше всего объяснить, что такое размах, если скажу, что движение, которое непосредственно предшествует позе, еще ощущается: динамика в статике. Дальше я попытался показать этот размах или линию, которая следует за той частью тела, которая пребывала в движении. Карикатурист может добавить насмешку или иронию к ощущению движения на своем рисунке, изображая размах линиями движущейся руки или ноги.

Единственный способ получить размах в линии - заставить модель проделать все движения и тщательно им следовать, выбирая момент, когда предполагается наиболее интенсивное движение. Обычно действие может быть лучше всего выражено, если использовать его для начала и окончания размаха. Футболист лучше всего выражает движение в начале и в конце размаха. Если вы изобразите его в момент удара по мячу, на вашем рисунке не будет графического действия, и фигура будет в своей обычной позиции выражать только направление движения мяча. Лошадь, кажется, идет быстрее, когда ее ноги нарисованы прямо под ней или в полную длину. Маятник часов, как представляется, двигается, когда находится в крайней точке своего раскачивания. Молоток, занесенный над гвоздем, предполагает необходимость удара и больше движения, чем в том случае, если бы он был нарисован рядом с гвоздем, вплотную к шляпке.

Для психологического эффекта в рисунке важно овладеть полным диапазоном изображения движения. Наблюдатель должен ожидать завершения полного движения или испытывать чувство движения, которое было только что завершено. Вы инстинктивно уклонитесь от кулака, почувствовав его движение, направленное к своему лицу, в то время как вы могли бы не отворачиваться вовсе от кулака, который прошел бы в двух сантиметрах от вашего лица. Опытный боец эффективно использует этот психологический феномен в серии коротких ударов.

Другой способ изобразить действие - показать его результат или эффект, как, например, стакан, выпавший из руки, расположенной прямо над ним, и пролившееся содержимое. Фактически движение завершено. Другой пример: человек, который упал после удара, и рука, ударившая его, по-прежнему вытянута.

Есть случаи, однако, когда середина действия - самый лучший момент для изображения. Это называется «прерванное действие». Лошадь, трущаяся об забор, ныряльщик в прыжке, разрушающееся здание - все это примеры прерванного действия.

Зафиксируйте в сознании весь размах действия и сделайте несколько эскизов. В некоторых случаях вам может помочь действие с некоторым размытием, с пылью, с особенным выражением лица. Карикатурист может написать в качестве комментария: «ВЖЖИК», «ШМЯК», «УИИИУ», «БАБАХ» и пр., но вы не имеете на это права.

Если вы совершите действие сами, это поможет вам почувствовать его. Встаньте и произведите действие, даже если это покажется вам немного глупым. Будет даже лучше, если вы разучите это действие перед зеркалом. В каждой студии обязательно должно быть зеркало.

Некоторые из ваших «действий», зафиксированные фотокамерой, могут разочаровать вас, если вы не сможете увидеть их до того, как их зафиксирует фотокамера. Наблюдая за собой в зеркале, вы сможете нажать на кнопку затвора именно в нужный момент.