Анатомия для художника имеет первостепенное значение. Чем дольше вы изучаете анатомию, тем интереснее она становится. Человеческое тело созданное из мягкого и гибкого материала, эластичное, но сильное, способное к неограниченным передвижениям и выполнению бесчисленных задач, работающее на собственной энергии и ремонтирующее или обновляющее себя за то время, за которое изнашиваются прочнейшие стальные детали, поистине представляет собой чудо инженерного искусства. На рисунке изображены женский и мужской скелеты. Я сохранил соотношение «голов», чтобы вы могли связать кости фигуры в правильной пропорции.
Скелет, хотя и крепкий, на самом деле не такой прочный, каким кажется. Позвоночник имеет жесткое основание в малом тазу, но при этом он обладает большой гибкостью, как и ребра. Все кости соединяются вместе, и к ним вертикально крепятся хрящи и мышцы, а суставы работают на шаровой опорной грани с «блокиратором» для стабильности. И только с потерей сознания эта структура перестает быть дееспособной.
Напряжение мышц, как правило, передается костной структуре. Большой вес, например, в значительной степени переносится на кости, в результате чего мышцы свободно двигают конечностями. Кости, кроме прочего, формируют защиту для хрупких органов и частей. Череп защищает глаза, мозг и тонкие внутренние части горла. Ребра и таз защищают сердце, легкие и другие органы. Там, где особенно необходима защита, кости ближе всего к поверхности тела.
Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.
Главные различия между мужским и женским скелетами заключается в том, что у женщин пропорционально больше таз, а у мужчин пропорционально больше грудная клетка и ребра. Различия в анатомии заключаются также в более широких плечах и узких бедрах у мужчин и более длинной талии, более низких ягодицах и более широких бедрах у женщин. Они также являются причиной того, что женские руки выравниваются по ширине, когда качаются вперед-назад, а бедра (или бедренная кость) немного скошены. Волосы и грудь, конечно, отличают женскую фигуру, но это лишь наиболее очевидные характеристики. Женская фигура отличается от мужской каждой своей частью, от головы до пят: челюсти менее развиты, шея более стройная, руки меньше и гораздо тоньше, мышцы рук меньше, талия выше, большой вертел бедренной кости простирается дальше, ягодицы полнее, круглее и ниже, бедра более плоские и широкие, голени гораздо менее развиты, лодыжки и запястья меньше, ступни меньше и более выгнутые. Мышцы в целом менее заметны и более ремневидны - все, кроме тех, что в бедрах и ягодицах, которые пропорционально больше и сильнее у женщин, чем у мужчин. Эта дополнительная прочность, как, например, большой таз, предназначена для сохранения и вынашивания будущего ребенка. Концентрируйтесь на этих фундаментальных различиях, пока не сможете самостоятельно и безошибочно создать по желанию мужскую или женскую фигуру.
Обратите внимание на черные квадраты на мужском скелете. Это костные выступы, где кости настолько близко к поверхности, что влияют на контур. Когда тело покрывается жиром, эти места становятся ямочками или провалами на поверхности. У худой или пожилой фигуры эти кости проступают под кожей.
Работа по живой модели или по фотографии не устраняет для художника необходимости знаний анатомии и пропорций. Вы должны знать, что собой представляют выпуклости и неровности, и понимать, почему они находятся именно там, где мы их видим. В противном случае ваш рисунок будет создавать впечатление раздутой резины или воскового манекена из универмага. Важно финальную работу на любом этапе делать с модели или с хорошей копии, так как она должна конкурировать с работами художников, которые используют и модели, и хорошие копии. У многих художников есть фотоаппарат, который помогает им в создании образцов. Но он не сделает за вас всю работу. Контуры изображения, выполненного с фотографии, отличаются механистичностью, потому что увеличенный линзой ракурс выглядит размашисто и уныло. Конечности кажутся короткими и тяжелыми, руки и ноги - слишком большими. Если эти искажения не исправить, ваш рисунок будет выглядеть так же, как фотография.