В этой статье поговорим немного о том, как рисовать тушью, ручкой, фломастером.
Тушь
Свое перо для работы с тушью, как и свой карандаш, находят самостоятельно. Процедура та же: надо пробовать, разрабатывать, при необходимости - подкорректировать кончик пера с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Свое перо не царапает, оно адекватно реагирует на нажим, ему поддается мельчайшая деталировка, оно не роняет случайных капель.
Бумага
Основу - бумагу, картон - подбираем плотную, не ворсистую; предпочтение следует отдавать мелованным сортам, а вот по лакированным, глянцевым поверхностям работать неприятно: перо начинает скользить, тушь растекается. Жидкую тушь после покупки обычно сгущают, выпаривая в течение 2-3 суток (т.е. оставляют ее открытой на этот срок). Приемы работы пером напрямую зависят от характера задач, которые художник ставит перед собой: будь то живописный штриховой рисунок, тонкая силуэтная выделка или крановый бисер. Сплошные заливки фона или других участков рисунка обычно наносятся кистью.
При решении сложных (концептуальных) задач лучше все же начинать композицию с легкого карандашного наброска. Существенный недостаток туши, шариковой ручки, геля, фломастера: допущенные при работе ошибки, неточности, помарки - трудноисправимы. Помнить об этом нужно всегда, но это вовсе не означает «неприступности» материала. Просто со временем вы научитесь работать без ошибок, помарок и исправлений.
Ручка
Обладая многими достоинствами, техника тушь (чернила) - перо (кисть) при работе на пленэре (открытом воздухе) представляется слишком хлопотной, неудобной. Для натурных зарисовок более подходят шариковые и гелевые авторучки. Компактный, простой в применении, удобный инструмент, не требующий частых дозаправок, - всегда при вас, всегда на подхвате.
Фломастер
Фломастер очень удобен для быстрых набросков, эскизов, зарисовок. Даже при подборе инструмента стойкими стержнями, его редко применяют дли прорисовки мелких деталей. Зато и передаче ярких, крупных элементов за ним не угонишься, а плоские маркеры позволяют легко тонировать большие поверхности.
Не составит большого труда специально поупражняться разнокалиберными «фломами», чтобы испытать возможности (плюсы и подвохи) техники, почувствовать степень свободы и необъяснимую прелесть допускаемых неточностей, освежающих пятиминутный набросок, делающих его неповторимым.
Кстати сказать, разница между наброском, зарисовкой и законченным рисунком зачастую весьма условна. Степень завершенности определяет автор, и вовремя остановиться так же важно, как не бросить работу на полпути к ожидаемому результату. Верные признаки того, что работа завершена: вам уже не хочется ни добавлять, ни убавлять что-либо и вас начинает подмывать желание показать рисунок свежему взгляду. Либо напротив - запрятать этот вариант в архивы и повторить попытку на новом витке понимания сюжета.
Использование воды при работе маркерами, фломастерами (цветными, акварельными карандашами и любыми другими материалами, поддающимися размывке) - дело вкуса и естественного любопытства рисовальщика: насколько выиграет (потеряет) рисунок, если по нему пройтись еще и мокрой кистью?
Два простых совета: бумагу для этих целей берите плотную (для акварели) и работайте поэтапно, подетально, без спешки, чтобы размывка не разочаровала вас.