Рассмотрим, как нарисовать карикатуру человека поэтапно. Чтобы урок был интереснее выберем для карикатуры известного духовного и политического руководителя XX столетия Махатму Ганди в исполнении Манеля Пуяля. Он рисует свои карикатуры в натуралистическом стиле. Это действительно так, потому что его рисунки всегда сохраняют понятный контакт с реалистическими рисунками. Искажение образов у него незначительное. Поэтому он сохраняет зачастую нормальные структурные пропорции. Махатму Ганди портретировать непросто, так как очень сложно определить его особенности и черты лица. При этом необходимо передать сильные психологические составляющие этого мужчины. Это удается художнику благодаря передаче сдержанного выражения лица и его положения тела. Ниже вы видите фотографии, которые художник использовал в качестве модели. Попытайтесь понять изменения карикатуры, следуя за каждым сделанным шагом на занятии.
Из инструментов и материалов нам потребуется:
- Карандаш НВ
- Ластик
- Металлическое перо
- Тонкая круглая кисть (красная куница)
- Китайская тушь
- Бумага для рисования экстра грубая
1. Главное каждого рисунка - композиция. Схематичными карандашными линиями художник показывает, как он соединял формы одна в другую. Он решается на статическую, симметричную и гармоничную композицию, что соответствует характеру портретного образа. Первый рисунок выявляет его способности к синтезу.
2. С помощью симметричной оси можно правильно распределить основные части лица модели. Образ находится в позе медитации со скрещенными ногами и зажатыми руками. Механику этих движений и непосредственно этой позы необходимо подчеркнуть, чтобы наградить образ наибольшей силой выражения. Рисунок не должен имеет достаточного сходства с оригиналом, просто необходимо в процессе работы признавать ошибки и заблуждения и их корректировать.
3. Здесь представлен готовый карандашный рисунок. С помощью деталей мы познаем чистоту и равномерность линий, которые являются особенностью этого художника. Линия должна быть точной, продолжительной, твердой, но одновременно легкой и тонкой. Поэтому нужно работать с определенной скоростью. У размашистых линий, которые выполняются сверху вниз, художник «укорачивает» запястье на бумаге и использует в данном случае руку в некоторой степени как циркуль.
4. После того как рисунок готов, мы можем обвести основные линии металлическим пером и китайской тушью и наложить кистью черный цвет на поверхность заднего плана, чтобы подчеркнуть тем самым силуэт образа. Линия не везде одинаковая. За исключением контуров туловища и фалд одежды, где она шире и сильнее, а на тех местах, которые требуют тональной или определенной структуры обработки, объединяет короткие перекрещенные линии тонко и компактно. Это действительно хорошо для придания теней бороде и усам, а также для шеи и ребер.