Рассмотрим, как нарисовать калину карандашом поэтапно. Натурой данного рисунка послужила ветка калины, составными элементами которой являются крупная кисть (центр композиции), две кисти небольшого размера, создающие единство и обогащающие натуру, и обрамляющие их листочки - как дополнительный элемент композиции.
![]() |
![]() |
Намечаем основную массу изображаемой натуры в листе: проводим легкие (едва касаясь листа бумаги) горизонтальные линии по верхнему и нижнему краю, отмечая высоту, вертикальные и наклонные - по бокам (по крайним выступающим точкам натуры). | Поскольку композиция состоит из двух основных групп, легкими линиями ограничиваем их общую массу (нижней и верхней) по внешнему краю выступающих листочков и нижнему краю кистей калины верхней группы. |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Проводим наклонные прямые продолговатые линии, определяющие основную массу кистей калины, которые «вписываются» в своеобразные многогранники. Уточняем и намечаем местоположение в пространстве веточек кистей. | Изогнутыми продолговатыми штрихами отмечаем расположение средних линий (осей) листочков калины в соответствии с их направлением в пространстве. Сверяясь с натурой относительно проведенных линий и штрихов, выполняем построение общих, геометрических форм листочков. |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Легким касанием карандаша, короткими штрихами, объединяющимися в зигзагообразный сложный контур, намечаем внешние очертания кистей калины. Намечаем толщину ветки и ее ответвлений. | Плавными линиями уточняем угловатую предварительную форму листочков. Смягчаем зигзагообразный контур кистей калины, намечая форму ягод. Определяем местоположение ягод кистей калины на переднем плане. |
![]() |
![]() ![]() |
Завершаем линейный рисунок, прорисовывая более четко форму ягод калины, проводя активнее линии в теневой их части. Намечаем прожилки на листочках. Детально прорисовываем внешний контур листьев, акцентируя места переломов формы. Уточняем форму ветки и ответвлений. Передний план и теневые места выделяем более активно, чем те, что на свету. | Мягкой штриховкой в одном направлении (обобщенно) намечаем падающие тени на листочках и собственные тени в глубине кистей калины. |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Усиливаем тени в глубине композиции, выделяя контраст света и тени, слегка меняя при этом направление штриховки. Намечаем первоначальный объем основных масс ягод, прорабатывая теневую часть. Накладываем штриховку по форме листочков на переднем плане. | Усиливая нажим на карандаш, но мягко, прорисовываем глубокие падающие тени на листочках калины, ограничивая и выделяя объемы ее кистей. |
![]() ![]() |
![]() |
Выполняем тональный рисунок, покрывая мягкой штриховкой все элементы композиции. Усиливаем ощущение глубины в теневых частях кистей калины более активным нажимом на карандаш. Прорисовываем ветку и ответвления к кистям, прожилки в теневых местах листочков. | Завершая работу, смягчаем резинкой второй план Сна верхних листочках). Прорисовываем четче прожилки. Следим за тем, чтобы переход от света к тени на листочках был мягким, а на ягодах -более четким (чтобы передать ощущение отблеска света и гладкую поверхность ягод). Очень осторожно усиливаем углем глубину пространства в кистях на переднем плане. Прорисовываем ягоды, отмечая активными мазками собственные и падающие тени. При необходимости, резинкой подчищаем внешние линии построения рисунка. |